Основные морские термины и сокращения

В сфере морских перевозок используется множество терминов и сокращений для разнообразных документов, типов контейнеров, условий обработки грузов в портах и перевозки.

В данном статье мы собрали основную информацию, которая поможет разобраться в некоторых деталях процесса морской перевозки.

Тэги:
термины
вернуться к списку

Линия/ Контейнерная линия – перевозчик, осуществляющий морскую перевозку контейнеров и предоставляющий услуги в портах. 

Фидер (Feeder) – это морская линия местного сообщения для перевозки контейнера или негабаритного груза на небольшое расстояние или доставки контейнеров от/до порта погрузки на судно. При заключении договора на морскую перевозку на дальнее расстояние местная фидерная перевозка входит в сумму фрахта, и дополнительной оплаты не требуется.

Фрахт (Freight) – плата за перевозку груза либо использование судна в течение определенного времени. Ее выплачивает судовладельцу фрахтователь или отправитель груза.

Коносамент (Bill of Lading, B/L) – основной морской документ – накладная на перевозку груза (выпускается только морской линией или лицензированным NVOCC морским перевозчиком, в коносаменте есть данные получателя и отправителя, данные о грузе и номер контейнера, по которому заказчик может проследить, где находится его груз).

Shipper – отправитель (поставщик) груза по коносаменту.

Consignee – получатель груза по коносаменту.

Loading – погрузка. 

Notify party – сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза (по коносаменту). Им бывает сам получатель, экспедитор или другой представитель получателя в порту.

Discharging – выгрузка. 

TEU (Twentyfoot Equivalent Unit) – единица измерения груза, равная объему одного 20-футового контейнера. 

COC (Сarrier’s Оwned Container) – контейнер является собственностью перевозчика. Стоимость использования контейнера включается во фрахт.  

SOC (Shipper Owned Container) – контейнер – собственность отправителя (клиента). 

DROP-OFF CHARGE – сбор за возврат контейнера, принадлежащего перевозчику, в месте отличном от места назначения, указанного в коносаменте перевозчика. 

POL (Port of Loading) – порт погрузки.

POD (Port of Discharge) – порт выгрузки/назначения.

ETA (Estimeted Time of Arrival) – дата ожидаемого прибытия. 

ETD (Estimated Time of Departure) – дата ожидаемой отправки. 

CY (Container Yard, контейнерный терминал) – возможны два варианта:
- место хранения контейнеров перед/ после дальнейшей отправки;
- условие перевозки при отправлении/ прибытии – стоимость перевозки включает услуги по отправке от/ до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY, НЕ включает услуги по приему/отправлению груза на/с CY).

DOOR-DOOR (доставка от/до двери) – условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/получателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя. 

FI (Free In, свободно от погрузки) – условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно.

FO (Free Out, свободно от выгрузки) – условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна. 

LI (Liner In, линейные условия при отправлении) – означает, что стоимость приема/обработки груза на контейнерном терминале и погрузка на судно включены в ставку фрахта. 

LO (Liner Out, линейные условия при прибытии) – означает, что стоимость выгрузки с судна и приема/обработки груза на контейнерном терминале включены в ставку фрахта. 

Условия ставки всегда состоят из 2 частей – информации по условиям отправления и прибытия. Например, FILO, LICY и т.д.: 

FIOS – Free in/ out (погрузка и выгрузка за счет отправителя); 

FILO – Free in/ Liner out (погрузка за счет отправителя/ выгрузка за счет линии); 

LIFO – Liner in/ Free out (погрузка за счет линии/ выгрузка. за счет отправителя); 

LILO – Liner in/ out (погрузка/ выгрузка за счет линии – полные линейные условия). 

Телекс Релиз (разг. «Телекс») – поручение агента в порту погрузки, которое он направляет по внутренним каналам линии агенту в порту выгрузки на выдачу груза получателю без предоставления оригиналов коносаментов. Эта упрощенная форма выпуска груза линией применима лишь в случае, если оригиналы коносамента не выпускались в порту погрузки или были сданы отправителем обратно в линию. 

МИДК (Мобильный Инспекционно-Досмотровый Комплекс) – форма таможенного досмотра, проводимая без вскрытия контейнера и привлечения экспедитора посредством рентгеновского просвечивания контейнера с целью выявления незадекларированных товаров.

вернуться к списку публикаций
Подпишитесь на нашу рассылку
и получайте информацию одними из первых
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ
Еженедельная рассылка на эл.почту
Читайте также...
Делимся самой важной и актуальной информацией.
смотреть все
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте только полезную информацию.