Линия/ Контейнерная линия – перевозчик, осуществляющий морскую перевозку контейнеров и предоставляющий услуги в портах.
Фидер (Feeder) – это морская линия местного сообщения для перевозки контейнера или негабаритного груза на небольшое расстояние или доставки контейнеров от/до порта погрузки на судно. При заключении договора на морскую перевозку на дальнее расстояние местная фидерная перевозка входит в сумму фрахта, и дополнительной оплаты не требуется.
Фрахт (Freight) – плата за перевозку груза либо использование судна в течение определенного времени. Ее выплачивает судовладельцу фрахтователь или отправитель груза.
Коносамент (Bill of Lading, B/L) – основной морской документ – накладная на перевозку груза (выпускается только морской линией или лицензированным NVOCC морским перевозчиком, в коносаменте есть данные получателя и отправителя, данные о грузе и номер контейнера, по которому заказчик может проследить, где находится его груз).
Shipper – отправитель (поставщик) груза по коносаменту.
Consignee – получатель груза по коносаменту.
Loading – погрузка.
Notify party – сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза (по коносаменту). Им бывает сам получатель, экспедитор или другой представитель получателя в порту.
Discharging – выгрузка.
TEU (Twentyfoot Equivalent Unit) – единица измерения груза, равная объему одного 20-футового контейнера.
COC (Сarrier’s Оwned Container) – контейнер является собственностью перевозчика. Стоимость использования контейнера включается во фрахт.
SOC (Shipper Owned Container) – контейнер – собственность отправителя (клиента).
DROP-OFF CHARGE – сбор за возврат контейнера, принадлежащего перевозчику, в месте отличном от места назначения, указанного в коносаменте перевозчика.
POL (Port of Loading) – порт погрузки.
POD (Port of Discharge) – порт выгрузки/назначения.
ETA (Estimeted Time of Arrival) – дата ожидаемого прибытия.
ETD (Estimated Time of Departure) – дата ожидаемой отправки.
CY (Container Yard, контейнерный терминал) – возможны два варианта:
- место хранения контейнеров перед/ после дальнейшей отправки;
- условие перевозки при отправлении/ прибытии – стоимость перевозки включает услуги по отправке от/ до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY, НЕ включает услуги по приему/отправлению груза на/с CY).
DOOR-DOOR (доставка от/до двери) – условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/получателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя.
FI (Free In, свободно от погрузки) – условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно.
FO (Free Out, свободно от выгрузки) – условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна.
LI (Liner In, линейные условия при отправлении) – означает, что стоимость приема/обработки груза на контейнерном терминале и погрузка на судно включены в ставку фрахта.
LO (Liner Out, линейные условия при прибытии) – означает, что стоимость выгрузки с судна и приема/обработки груза на контейнерном терминале включены в ставку фрахта.
Условия ставки всегда состоят из 2 частей – информации по условиям отправления и прибытия. Например, FILO, LICY и т.д.:
FIOS – Free in/ out (погрузка и выгрузка за счет отправителя);
FILO – Free in/ Liner out (погрузка за счет отправителя/ выгрузка за счет линии);
LIFO – Liner in/ Free out (погрузка за счет линии/ выгрузка. за счет отправителя);
LILO – Liner in/ out (погрузка/ выгрузка за счет линии – полные линейные условия).
Телекс Релиз (разг. «Телекс») – поручение агента в порту погрузки, которое он направляет по внутренним каналам линии агенту в порту выгрузки на выдачу груза получателю без предоставления оригиналов коносаментов. Эта упрощенная форма выпуска груза линией применима лишь в случае, если оригиналы коносамента не выпускались в порту погрузки или были сданы отправителем обратно в линию.
МИДК (Мобильный Инспекционно-Досмотровый Комплекс) – форма таможенного досмотра, проводимая без вскрытия контейнера и привлечения экспедитора посредством рентгеновского просвечивания контейнера с целью выявления незадекларированных товаров.